Time to Swim

НОВОСТИ:

>> Какое обтекаемое положение лучше всего?

>> Носить или не носить зажим для носа во время плавания на спине

>> Положение головы в кроле: вверху или внизу?

>> Как увеличить продвижение в воде за счет сопряженных движений

>> Скорость плавания на ногах определяет базовую скорость

>> Как увеличить скорость в кроле. Часть IV. Пять хороших советов для тренировок

>> Важность удара, направленного вверх

>> Почему имеет смысл делать запоздалый вдох в баттерфляе

>> Как увеличить скорость в кроле Часть III: две важные особенности хорошего пловца

>> Как увеличить скорость в кроле Часть II: важность удара, направленного вверх

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Тренер по плаванию
Total Immersion,
менеджер направления
«Аква фитнеса» СК «Планета Фитнес» РТ

Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида www.a-ermin.ru

Позный метод бега

Позный метод обучения


На сегодняшний день довольно широкое распространение в мире получил предложенный Н. С. Романовым в 1977 г. так называемый, «позный» метод, основанный на использовании поз в обучении и совершенствовании спортивной техники в различных видах спорта: бег, плавание, велоспорт, триатлон, академическая гребля. Высокая эффективность данного метода позволила тренерам и специалистам из разных стран (США, Германия, Англия, Швейцария, Дания и др.) успешно реализовывать его в работе со спортсменами различной спортивной квалификации.

В позном методе реализованы идеи Н. А. Бернштейна и Д. Д. Донского о снижении доли участия активных мышечных усилий в осуществлении движения за счет увеличения доли использования даровых сил. Выделение ключевых поз происходит по признаку соответствия таким положениям, в которых все силы взаимодействуют как единая система.

Стержнем позного метода обучения стало понятие «позы» как главного элемента движений. В основе лежит предположение, что движение человека представляет собой последовательную смену поз, в череде которых есть ключевые позы, предопределяющие интеграцию предшествующих и последующих движений, тем самым убирая второстепенные детали из области контроля и сознания, что позволяет значительно упростить понятийную сферу при освоении движений. Позы обладают свойством сопряженности по биомеханическим параметрам, что значительно облегчает переход от одной позы к другой, и позволяет внести в обучение логическую последовательность.

С точки зрения физики движение человека осуществляется в поле действия гравитации через ее приложение к массе тела, которая на опоре проявляется как вес тела, побуждая мышечные усилия к смене опоры, что и приводит к движению. Вес тела инициирует мышечную активность, координацию в связи с его количественными изменениями при различных движениях (бег, прыжки, метания и т. д.) и определяет степень вовлечения в эту активность физиологических и биохимических процессов обеспечения мышечной деятельности.

С точки зрения общей теории систем и позного метода, взаимодействие сил в движениях имеет иерархический характер (рис. 1), где активная сила тяги мышц является доминирующей организующей силой, а гравитация (во взаимодействии с остальными внешними силами) — доминирующей движущей силой.

Позный метод бега

Рис. 1. Иерархическая модель взаимодействия сил в движениях (по Н. С. Романову, 2010)

Из-за отсутствия определенной и ясной модели техники движений в рамках традиционного подхода почти невозможно сформировать технику, характерную для элитных спортсменов, у любителей. Исходя из иерархической модели взаимодействия сил в движениях возникает понимание того, как осуществляется движение.

Движение человека в пространстве и во времени есть перенос веса тела от одной опоры к другой как единой двигательной системы.

В легкоатлетических упражнениях существуют свои наиболее благоприятные условия для эффективного использования внешних сил в перемещении тела, которое происходит посредством и через специфические позы, существенные для техники данного упражнения.

Ключевые позы — это такие положения тела, в которых внешние силы интегрированы в движение максимально эффективно (через вес тела). Основными критериями для выделения ключевых поз из множества положений, через которые проходит тело во время движения, являются равновесие, потенциальная энергия и упругость.

На основе анализа кинограмм в беге была выделена одна поза — «поза бега». В ключевых позах тело спортсмена находится в состоянии равновесия, поэтому атлет не тратит энергию на лишние движения кроме тех, которые необходимы для сохранения равновесия. Ключевая поза также является наиболее компактным и «готовым» к движению положением тела, позволяя ему выполнять максимально эффективные движения. Другими словами, в данном положении тело обладает максимальной потенциальной энергией, находясь в состоянии «сжатой пружины».

Если исходить из того, что травма является следствием конфликта внешних и внутренних сил, ключевые позы представляют собой такие положения тела, когда внешние и внутренние силы не вступают в конфликт, а находятся в определенном иерархическом взаимодействии. Вследствие чего обучение технике через позы способствует снижению травматизма.

Так, результаты исследований Н. Романова показали, что «позный» метод существенно уменьшает динамическую нагрузку (до 50%) в беге на коленные суставы. Установлено, что испытуемые экспериментальной группы, которые являлись бывшими спортсменами с травмированными коленными суставами, через несколько месяцев успешно освоили новую технику бега. Более того, спортсмены, у которых оперативно были устранены травмированные мениски коленных суставов, практически избавились от постоянной боли вследствие использования «позного» метода при освоении новой техники перемещений тела в беге.

При обучении технике различных видов легкоатлетических упражнений, можно выделить общую для них смысловую направленность, состоящую в следующем. Обучение включает в себя позы, при которых обеспечивается максимальное ускоряющее действие на тело внешних сил, и активные мышечные действия, направленные на воспроизведение последующих поз и смену опор.

При изучении отдельных поз важно осваивать их не как застывшие части движения, а в сочетании с ощущениями рационального действия. Тогда процесс обучения технике упражнений сводится к созданию определенного восприятия, включающего видение (образ) движения, понимание того как оно происходит, какие ощущения его сопровождают, какие управляющие действия выполняются. При этом сознание освобождается от излишней контролирующей функции за счет отсутствия необходимости концентрировать внимание на множестве деталей техники.