Time to Swim

НОВОСТИ:

>> Какое обтекаемое положение лучше всего?

>> Носить или не носить зажим для носа во время плавания на спине

>> Положение головы в кроле: вверху или внизу?

>> Как увеличить продвижение в воде за счет сопряженных движений

>> Скорость плавания на ногах определяет базовую скорость

>> Как увеличить скорость в кроле. Часть IV. Пять хороших советов для тренировок

>> Важность удара, направленного вверх

>> Почему имеет смысл делать запоздалый вдох в баттерфляе

>> Как увеличить скорость в кроле Часть III: две важные особенности хорошего пловца

>> Как увеличить скорость в кроле Часть II: важность удара, направленного вверх

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Тренер по плаванию
Total Immersion,
менеджер направления
«Аква фитнеса» СК «Планета Фитнес» РТ

Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида www.a-ermin.ru

Тенденции и техники кроля на спине

Тери МакКивер (Teri McKeever)

Во время моей работы тренером в Cal (California Golden Bears) мы воспитали много талантливых спинистов, включая двух олимпийских чемпионов, одна из которых — Натали Коглин участвовала в двух Олимпийских играх. У нас были и свои персональные чемпионы на дистанциях в кроле на спине в Чемпионате среди женщин Первого дивизиона Национальной ассоциации студенческого спорта США.

Мой подход к технике кроля на спине возник на основании моих собственных суждений, работ Милта Нельмса (бывшего тренера и ведущего технического консультанта по механике гребка) и под влиянием спортсменов, которых я тренировала в Cal и Fresno State. Как тренер, я постоянно работаю над задачей, которую ставлю и перед своими спортсменами, и при решении этой задачи мы сочетаем воображение и здравый смысл. Именно из-за этого мое видение этого стиля плавания находится в постоянном прогрессе. Но представленные в настоящей главе принципы не устареют, потому что они являются основой функционирования тела человека. В «Истории стиля плавания в картинках» я перечисляю технические аспекты кроля на спине, которые считались значимыми в разные периоды времени. В разделе «Новый кроле на спине» я указываю на технические аспекты, которые, по моему мнению, являются на данный момент необходимыми составляющими успеха.

Общий обзор

У техники кроля на спине есть три важные части. Я подробно рассматриваю каждую из этих частей дальше в этой главе.

Старт Старт дает самую большую скорость, которая может появится во время какого-либо соревновательного заплыва. Если правильно все сделать, то на старте пловец должен получить скорость большую, чем обычно.

Гребок Технические аспекты плавания кролем на спине играют значительную роль в определении успешности пловца в соревнованиях. Удерживание руки в сопряжении с телом, на естественной траектории во время гребка, сильно помогает стабилизировать и контролировать воду. В этой главе рассматриваются технические аспекты, увеличивающие шансы на успех.

Поворот Повороты позволяют отталкиваться от стенки на скорости, выше обычной. Умения пловцов в этой переходной фазе в значительно степени способствуют увеличению скорости во время заплыва.

История стиля плавания в картинках

На протяжении моей карьеры в качестве пловца и тренера для передачи традиционных основ кроля на спине внимание обращалось на многие фазы (см. рисунок 11.1):

  • Смотреть вверх (или назад)
  • Поднять подбородок вверх
  • Поднять грудь вверх
  • Поднять бедра вверх
  • Выгибать спину
  • Прижимать плечи
  • Мизинец входит первым, большой палец руки первым выходит
  • Для финиша — большой палец руки вниз
  • Быть на боку
  • Тянутся к небу
  • Вытягиваться для длинного гребка
  • На финише вытянуться по максимуму
  • Глубокий захват воды
  • Глубокое подтягивание
  • Подтягивание вниз-вверх-вниз
  • Финиш по траектории вниз
  • Бросать воду в направлении стоп
  • Удерживать колени под водой

Во время подтягивания локти смотрят на дно бассейна, пальцы смотрят в небо
Слишком много всего, что нужно отслеживать! Я предпочитаю поменьше размышлять о самом стиле плавания. Я считаю, что тренер должен поставить пловца в правильное положение и дать ему или ей шанс отреагировать на это своими спортивными инстинктами. Со временем этот подход поможет спортсмену улучшить свой стиль плавания, имея для этого прочный фундамент. Слишком много указаний смутит менее талантливого или неуверенного в себе спортсмена, а талантливого пловца отвлечет от более важных моментов гребка.
Поэтому, удерживайте внимание
на важном, а не на деталях.

«Новый» кроль на спине

«Новый кроль на спине» может звучать претензионно. Тем не менее, существует много отличий между используемой мной моделью и старой, чтобы соответственно увидеть разницу между старой и новой моделями.

В Cal мы добавляли в кроль на спине наши собственные идеи, корректировки, детали, но то, что указано ниже, это — три основные понятия, используемых нами. В далекие 1990-ые Милт Нельмс настойчиво вводил эти базовые принципы кроля на спине в плавательное сообщество.

  • Выгнуть тело в небольшую дугу (внутрь).
  • Превратить тело в пружину.
  • Использовать руки в пределах их естественной траектории, как часть тела для создания продвигающего гребка.

РИСУНОК 11.1 Традиционный кроль на спине: (а) мизинец первым входит в воду, большой палец руки первым выходит; (b) тянись к небу; © держи колени под водой; (d) во время подтягивания локти смотрят на дно бассейна, пальцы смотрят в небо.

Эти три понятия имеют большое значение. Если пловец использует эти три понятия, то большая необходимость во внимании к деталям уходит, а многие инструктирующие, неестественные детали из списка общих традиционных правил для кроля на спине более не подходят для этого стиля плавания. Это является очень выгодным, поскольку это освобождает разум от помех и ненужной болтовни и позволяет спортсмену уделать больше внимания важным вещам: психической энергии для установки ритма и уверенности, так необходимой для высокой скорости!

Тело в форме небольшой дуги

Фактически, эта форма больше можно отнести к языку тела или жестам, чем к реальной форме. Если стоять прямо, то в этом положении ваш взгляд слегка направлен вниз. В воде же в этом положении ваш взгляд будет смотреть в направлении ступней. В этой форме находится все тело, а не только шея.

Эта слегка согнутая форма тела, в отличии от удерживания грудной клетки на поверхности и опрокинутой назад головы согласно старой традиционной форме стиля плавания, придает телу в воде легкость и позволяет держать ноги выше (см. рисунок 11.2), что, в свою очередь, ведет к снижению торможения и увеличивает расстояние гребка за цикл. Кроме того, эта форма позволяет спортсмену дышать полной грудью.

Поскольку слегка направленный в сторону ступней взгляд (а не направленный вверх или назад) дает больше информации благодаря включению периферического зрения, то это позволяет спортсмену определить «свое местонахождение», что помогает улучшить его общую физическую уверенность.

РИСУНОК 11.2 Тело в форме небольшой дуги.

Многие из традиционных ключевых моментов стиля плавания — «грудь выше», «смотреть назад» и все понятия касательно «направленности» — реально являются помехой слегка выгнутой форме тела. Согласно этим понятиям тело разбивается на сегменты. Сегментирование тела делает гребок неуклюжим и проявляется в рывкообразном движении тела, что замедляет его и забирает больше энергии.

Превратить тело в пружину

Состязание в скорости — очень динамичный вид деятельности, поэтому тело должно быть начеку и полностью включено в действие. Все тело, слегка выгнутое, должно ощущаться как пружина на взводе. Наибольшое внимание нужно уделять средней части тела, от головы до начала бедер, поскольку именно эта часть тела устает первой. Как только средняя часть тела потеряет упругость, вся нагрузка переходит на руки и ноги, и достичь какую-либо скорость оказывается сложным. Руки и ноги должны быть составной частью этой системы и должны примерно соответствовать телу по своей упругости.

Мой опыт работы с вновь прибывшими новичками по нашей программе показывает, что они «выключают» тело, что ведет к напряжению в руках и ногах. Наша культура плавания способствует таким тренировкам, которые из-за своей большой длительности на одних и тех же низких скоростях заставляют спортсменов беречь энергию, расслабляя осевую (центральную) область. Осевая область взаимодействует с вращением бедер, туловища и плеч вдоль прямой, длинной оси вокруг центра при плавании кролем на спине. Когда пловец расслабляет осевую область, то появляется необходимость контролировать конечности вместо осевой части тела. Удержание упругости тела помогает развить более эффективный и ритмичный стиль плавания, который берет свое начало из корпуса и тазовой части тела.

Многие ключевые моменты традиционного стиля плавания становятся помехой упругости. Любые моменты, которые вынуждают тело принимать неестественную форму, способствуют возникновению нарушений в нервной системы и в организме в целом. Вы можете прочувствовать саму идею, сделав ваше тело упругим, превратив его в слегка согнутую дугу и походить так немного. Затем посмотрите на несколько ключевых моментов, которые находятся в списке традиционных понятий кроля на спине, например, взгляд вверх, выпячивание подбородка, выпячивание грудной клетки, выгибание спины, и попробуйте так походить немного. Задайте себе вопрос, какой из стилей передвижения ощущается более эффективным и более атлетическим, разница между двумя стилями будет очевидной. Эта разница схожа с той, когда тело пловца принимает указанные выше искаженные положения тела в воде.

Использование руки в пределах их естественной траектории, как частей тела

Руки должны двигаться в пределах наиболее возможной стабильной траектории. Таковыми являются естественные траектории движения рук, которые удерживают их в сопряжении с телом и предотвращают перенапряжения во время подтягивания. Многие положения руки (некоторые из них указаны выше) в традиционных стилях плавания могут привести к слабой позиции плеч, в которой рука «отсоединяется» от тела. Эти позиции — менее функциональны и менее эффективны в целях стабилизации и контроля воды во время плавания спортсмена. Я также подозреваю, что эти общепризнанные традиционные движения подвергают суставы опасности и заставляют принимать малофункциональное положение, что может привести к травме. (Я делаю это утверждение, исходя только из моего опыта тренера, у меня нет медицинского опыта и знаний).

Многие из ключевых моментов из длинного списка этого стиля, которые я здесь указала, перемещают плечо в позицию, которая может быть менее функциональной. В 1990-ых Милтом Нельмсом и бывшим пловцом из Cal Киппом Дайем, физиотерапевтом из Бостона, было введено в плавание концепцию скапулярной плоскости. Согласно этой концепции, если движение выводит руку за пределы стандартной скапулярной плоскости, то сустав не будет двигаться по своей естественной скользящей траектории, поскольку рука поднимается над головой и двигается вниз к талии. Это особенно важно в случае, если рука находятся под нагрузкой, когда она выполняет подводную фазу гребка. В моменты, типа «глубокого захвата», плечо имеет тенденцию выходить за пределы скапулярной плоскости.

В течение тренировки пловцы делают много гребков. Каждый гребок должен способствовать здоровью и силе всего тела, а плечи должны быть самым здоровым органом тела пловца. В литературе встречается очень много сообщений о заболеваниях и травмах плеч у пловцов. Когда пловец, у которого есть проблемы с плечами, приходит в Cal, то эти проблемы обычно исчезают еще до того, как будет нанесен еще больший ущерб, а новые проблемы редко возникают при работе по нашей программе. Мы настаиваем на том, чтобы пловец умел делать естественные движения и интегрировал их в свой гребок (см. рисунок 11.3). Я уверена, что это положительно влияет на уход от существующих проблем с плечевыми суставами, а случаи возникновения новых проблем сводятся практически к нулю.

РИСУНОК 11.3 Примеры естественных движений руки в кроле на спине.

Вредные шаблоны движения не исчезают за ночь, и у спортсмена иногда уходит большая часть его карьеры пловца на то, чтобы видоизменить их. Я надеюсь, что методология стилей плавания в возрастной группе по плаванию изменилась для того, чтобы уйти от этих шаблонов, приводящих к травмам.

Продолжение следует.

(Переводчик Светлана Лещенко)